Старый бубен

Автор: Анна Строк


Аннотация: Познание добра и зла — шаманский бубен — не игра: учуять дух ростка любви — у сказок правила свои.

Главную особенность истории в целом: История, как мир, стара — суть по спирали завита: на сказках детвора растёт... и в мифы верит наш народ.

Цитаты: Вся наша жизнь — воплощённая сказка. Можно, если ты «видишь», способен видеть...

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дед да баба...» Мышиным хвостиком в сознании мелькнула мысль — «завтра надо будет поточнее разобраться, где это на временной карте Вселенной и почему такой неточный адрес. Да, и кто такой ДЕД?».

Утро очередного дня Познания началось с рассвета. Роботы-воспитатели в нашем интернате заботливо направляют солнечных зайчиков на лица засонь — пробуждение должно быть желанным, чтобы день начинался с улыбки  Нас учат с первых минут жизни тому, что каждый день должен быть наполнен радостью бытия и творения.

Мне пока 15 лет и считается, что я нахожусь в прекрасном для человека возрасте — уже много увидел-изучил, а сейчас учусь систематизировать объем полученной информации и генерировать идеи. Биодроиды (как далеко ушли они от своих первопредков — роботов) к этому возрасту уже наравне с взрослыми создают действительность во благо родного Ижевска, и мне хочется скорее к ним присоединиться.

Но я пока не уверен в выборе направления — что именно я могу не только предложить, но и воплотить: мечтается привнести в мир что-то новое, почти волшебное, но не по щучьему велению, а лишь по моему хотению. Поэтому, как и все дети, я с удовольствием каждый день подключаюсь к виртуальному сказочному миру для приобретения нужного опыта.

Весь объем полученной информации должен осесть в детском восприимчивом мозгу и расположиться по нужным полочкам, а для этого нужен полноценный сон — именно он помогает отфильтровать зёрна от плевел. Поэтому после заката, все люди, не только дети, погружаются в сон — сказку. Взрослые, даже биодроиды (хотя сами редко сознаются в этом), любят ночь и сновидения, они возвращают их в детство. И это не является нарушением Закона (ФЗ-2200 — людям старше 28 лет запрещены виртуальные фантазийные прогулки, т.к. к этому возрасту вдохновляющее — поучительный потенциал уже должен быть накоплен, человек самостоятельно должен воплощать свою мечту в реальность).

Но я отвлекся — солнечный день прекрасен! Не смотря на любое текущее календарное время года, Солнце всходит ежедневно. Когда облака разогнать не представляется возможным, над нашей Удмуртией светит искусственное солнце — Шунды. Оно сконструировано уже лет сто назад, по заказу Элиты, которой было невыгодно допускать жителей в виртуальный мир постоянно, чтобы не терять свои доходы: создаваемый искусственно дефицит вызывал ажиотажный спрос, люди готовы были отдать любые деньги за доступ в Вирт. Именно тогда и появилось выражение — «работайте люди, солнце ещё высоко, доступ в виртуальное пространство будет открыт ночью, по заранее оплаченным билетам».

Надо отметить, что в соседней Татарии есть своё искусственное светило — Кояш, а в Мари Эл — Кече, их искусственные орбиты немного не совпадают, и, говорят, что иногда на небе можно наблюдать четыре светила одномоментно — Солнце-Шунды-Кояш-Кече. Я сам этого не видел, но должно быть это очень красиво! Конечно же, нашлись люди, которые захотели воспользоваться таким необычным бесплатным световым эффектом, их называют «оппозиционеры-рационалы» (не очень понимаю, что такое оппозиционер в нашем гармоничном мире), но занятый ими Малмыж разросся до огромных размеров и претендует на звание второй столицы России.

Я люблю смотреть с высоты 33 этажа, где расположена парковая зона интерната, на свой родной Ижевск — какие всё же у людей разные мечты — и все они продолжают находить своё применение в нашем городе. Говорят, когда-то город был перегружен заводами и транспортом, что плохо сказывалось на экологии и люди часто болели. Но благодаря победе над бывшей местной Элитой виртистов и тайных роботов (кибернетические организмы высшего порядка, максимально похожие на людей), Парламент города постоянно стремится к гармоничному развитию всего общества в лоне Природы.

Сегодня день САМСО — день САМоСОвершенствования. Наконец-то я смогу попасть в старинную часть города, в Музей (место, где хранится материальная История), чтобы попробовать подключиться к вирту именно там — среди настоящих старинных вещей изображения четче и ощущения реальнее — там даже запах помогает настроиться на нужный лад.

Музей находится на заросшей вековыми деревьями горе — территорию вокруг Ижевского пруда уже давно решено было сделать заповедной зоной отдыха. Добраться туда можно по канатной дороге, на велосипеде, на спине дракона-извозчика или на индивидуальных крыльях, именно этим механизмом я и воспользуюсь — не люблю зазеркальное перемещение в пространстве. Обращаясь к истории, хочется быть похожим на предков, в карете, конечно, долго добираться, но от сапог-скороходов не отказался бы.

Драконы-извозчики, это уже пожилые особи, тоже удобный вид транспорта, тем более что они знают много занятных историй и, если есть время, с удовольствием их рассказывают. В молодости все они работали с людьми над созданием крепчайших сплавов — оказалось, что их пламя значительно более выигрышно по всем статьям — от экологии до экономии — по сравнению с лазером. Чья-то безумная, как казалось изначально, идея — возродить поголовье вымерших огнедышащих драконов из сказок — принесла свои плоды. Эх, почему я опоздал родиться!

Мне самому эта идея очень нравится. Правда, я бы пошёл другим путём. Клонирование клеток, собранных палеонтологами со всего света, всё-таки рискованная затея: врачам вирусологам пришлось много повозиться с генными заболеваниями древности и клеточными вредными мутациями, чтобы обезопасить Человечество. Метод перекрёстного скрещивания разных подвидов поздних потомков этих самых драконов, на мой взгляд, более гуманный, наукоёмкий и творческий. Самостоятельно закладывать определённые черты и взращивать определённые индивиды — это ответственно. Хотя, возможно, я еще создам своего Дракона. На данный момент нет, например, боевых драконов-минотавров, а должен же я кого-то в своей жизни победить.

Приятно мечтать, причём, бодрствуя!

От нашего интерната на берегу Камы (Ижевск давно увеличился в размерах и стал комфортнее для жителей) до музея около 50 км — полчаса неспешного полёта. Вон параллельным курсом летит орёл... красиво парит... я стараюсь выглядеть его собратом по крылу, но кажется, не очень-то получается, соперника во мне он не видит, хотя и добычу тоже, что уже радует. Уже год, как я вырос, и могу летать без сопровождения роботов-воспитателей. Этим правом наделяются дети старше 14 лет, достигшие роста 1,5м, набравшие должный вес — 50кг (в действительности ГОСТы по нормам развития детей «возраст-рост-вес» мало изменяются во времени, хотя ещё столетие назад предполагалось обратное).

Забавно наблюдать с высоты полёта за жизнью ижевчан — город очень похож на огромный муравейник — всё движется организовано, то растекаясь тонкими ручейками, то собираясь в общий поток, то ныряя в подземный уровень, то стайками взмывая ввысь. Разные возрастные категории граждан имеют право летать на разных высотах — для соблюдения небесного порядка и чтобы не мешать птицам в небе. Самый высокий, почти орбитальный уровень отведён биодроидам — для их аккумулятивных солнечных батарей это дополнительная подзарядка, а вселенский ветер хорошо прочищает их технические «мозги».

Ох, мне сегодня повезло! Пусть мимолётно, но я дотронулся до радуги, сверкающей во взвеси водяной пыли над водопадом — всё-таки вся наша жизнь — воплощённая сказка!

Когда я был маленький, в городе было много дискуссий — нужен ли нам водопад, подобный Ниагарскому? Принятое Парламентом решение удивило многих — да, нужен, чтобы не тратить время и здоровье людей в длительных путешествиях, надо иметь свой, удмуртский, но непохожий на другие — Алангасар — вот как раз над ним я сейчас и пролетаю — большой, мощный, падает с высокого утёса в речку Карлудка.

Для образования такой красоты пришлось несколько изменить русло реки Позимь и укрепить песчанистый склон. Жаль, что пришлось частично распрощаться с вековыми соснами, украшавшими природный косогор много столетий, но молодая поросль уже видна.

Вот и Арсенал — можно приземлиться прямо на внутренний двор. Интересно, что 450 лет назад тут приземлялось? Уж очень приметная площадка с воздуха, неужели только оружие тут хранили? Сооружение выглядит, как игрушечная крепость. Старые технологии строительства умеют удивлять: здание — старейшее в городе, а выглядит как новенькое. Вся окружающая застройка, по воспоминаниям очевидцев, рассыпалась от нескольких маломощных направленных взрывов, как карточные «домики».

Кажется, сегодня я тут один, снуют только приписанные к музею биодроиды — они трудятся в библиотеке. Столько лет прошло, а полный объем информации еще не систематизирован, говорят, что очень много непонятного: информация есть, а с чем ее соотнести — сложно предположить. Казалось бы, что может быть проще — лапоть, это лыковые плетёные башмаки — классификатор — «обувь», но — «Щи лаптем хлебать» — это уже столовый прибор, а название рисунка вязки «Лаптем битый» — вообще непонятно о чём речь. Наш язык так богат, почему предки одним и тем же словом называли такие разные предметы? Непонятно.

Я точно знаю, в какой зал иду, с картами государств и их названиями разберусь позже, сначала надо понять — кто такой этот загадочный ДЕД.

Понятие «Золотая баба» мне знакомо. Это некое женское божество древних народов Урала. Пытался даже как-то его с другими детьми найти возле Быргынды — кто-то выискал в источниках, что она там спрятана. Роботы-воспитатели, с интересом наблюдавшие за нашими поисками, и, как нам казалось, поощрявшие их, уже в интернате после ужина сказали: «Все поколения детей ищут эту „Золотую бабу“, и все, почему-то, возле Быргынды, но в разных лощинах». Оказалось, что в «нашей» уже искали, причём, семь раз. Ну... зато теперь не так обидно, не мы первые, не мы последние искали, но не нашли. А вот с ДЕДом я точно не знаком.

Так, вот этот зал с этнографической экспозицией — столько лишних вещей было у людей! Куда бы тут примоститься для подключения к Вирту?.. наверное, вот тут, около восковой фигуры Туно — самое сильное место — не зря же они были и ведунами и жрецами сразу.

На этом резном стуле я сейчас погружусь в свой сказочный мир и отыщу там ДЕДа в любом царстве, заодно спрошу, куда бабу золотую закопал.

Ой... что это? Бубен туно! зацепил-то нечаянно... вот это грохот!!! ну куда ты покатился?!.. колокольчики на нём что ли?? Дробь моих шагов гулко отразилась от сводов арочных потолков и, казалось, рассыпалась эхом. Стало немного жутковато. «Тише ты, раззвенелся тут!» — я бережно нёс бубен назад к шесту, с которого он сбежал. Красивый! Да и звонкий какой оказался: спал бы кто рядом — всех бы разбудил! Теперь я понимаю, что значит древняя фраза — «он и мёртвого разбудит!» Возвращаю тебя на мест...о!!!!...... Не понял...

— ТЫ КТО?

— А ты кто? Точнее, это сейчас не важно. Какой год? Где я?

— 2217... Как ты сюда попала? Хотя да, извини, я же еще не вошёл в Вирт.

— Ох, нет, только не это... Я так обрадовалась, когда услышала, что кто-то меня позвал... я надеялась, это окажусь дома, у деда... какая-то я бестолковая. Но почему так? То, что я сама виновата — я знаю... Но что же делать?

Неизвестно откуда взявшаяся девочка (а может, будет правильнее сказать — девушка?) посмотрела на меня с такой надеждой, что я чуть было не пропустил самое главное в её словах.

— Ты сказала — «дома, у деда» — где твой дом и кто такой дед?

— Я живу в Ижевске, на Пушкинской, около Арсенала... Жила... а сейчас я не знаю, где я.

Дальше случилось неожиданное, у неё из глаз потекла вода... Точно вода! Даже солоноватая, я проверил! Она точно не из семейства роботов. Но и на девочку из интерната не похожа — одета как мальчик, волосы обстрижены... Ничего не понимаю.

— Да ты чего!??? — ручейки на щеках высохли так же внезапно, как появились (глаза только чуть-чуть покраснели).

— Это слёзы!? ты плачешь? — я был счастлив, первый раз в жизни я видел такой феномен! Да, я читал о нём, видел плачущих принцесс в сказках, но вот так, чтобы самому коснуться и попробовать слезу на вкус — впервые.

— А что ты чувствуешь? Какая сильная волна чувств накрыла тебя так внезапно? А как ты выключила воду? — у меня было ещё много вопросов, но выражение лица моей собеседницы приняло очередное непонятное мне выражение.

— Ты сошёл с ума или прикидываешься? Вроде бы человек человеком, но вопросы задаешь какие-то странные! У тебя всё в порядке? Дай-ка лоб потрогаю... Нет, вроде не горячий. Здоров. Ты кто?

(Подростки, оба ошеломленные происходящим молча смотрели друг на друга — она вопросительно, он... с ним вообще непонятно что происходило...)

— Бубен какой красивый, совсем как у деда.

Тема разговора изменилась для меня чересчур резко и я, кажется, не смог отреагировать должным образом. Мозг был занят проблемой — какая взаимосвязь между порядком в моих мозгах и касанием губами моего лба? Да я и не знал, что с ума можно сойти, он что, пьедестал? Хотя... про Карлсона... мадам, нет мадмуазель Фрекен Бок пела песенку — «а я сошла с ума, а я сошла с ума... какая досада». Машинально я произнёс вслух последние слова вспомнившегося сюжета — «Какая досада».

— Почему? Тебе не нравится бубен? Или это я тебе так помешала? Ну, извини, я же ненарочно — собеседница уже сидела на облюбованном мной стуле с резной спинкой и, болтая ногами, с любопытством озиралась по сторонам.

— Мне кажется, или это музей? На наш краеведческий похож... а вот и костюм туно... как здорово! Раньше он был на манекене, а сейчас совсем как живой... или живой? — она потрогала руку восковой фигуры и вздохнула — Нет, она холодная.

— Меня Аня зовут, а тебя?... чего молчишь? У тебя нет с собой ничего поесть? Я кажется, проголодалась. Какой ты сказал год? 2217?... Вот говорил мне дедушка, в 17-ый год вечно что-то непонятное происходит.

Вот интересно, она разговаривает с кем? Сама с собой или всё же со мной? Как-то очень разновекторно, я не успеваю сосредоточиться и вставить в её поток слов не то что ответ, а даже кивок. Действительно, «биотопливо», так у нас в интернате называют «еду на вынос», у меня, конечно, с собой есть, я же собирался весь день САМПО посвятить музею. Пожалуй, начнём общение с заправки организмов, пока она будет есть, она будет молчать, есть и разговаривать нельзя, этому учат с детства, а я смогу за это время подумать, что и как надо ей сказать.

— На, питайся — я протянул собеседнице экопакет любимого белкового энергетика.

— Что это? это вкусно? как это едят? — опять сплошной поток вопросов.

— Молча едят, — ой, кажется, я ей нагрубил, — извини, не хотел обидеть. Вот смотри, надкусываешь упаковку, выпиваешь содержимое, съедаешь упаковку, это чистый белок, он хорошо усваивается человеческим организмом.

— Грязное есть?

— Почему грязное? Оно же в водородном слое, по мере того, как ты ешь — при окислении от слюны — он превращается в воду, которой свойственно очень быстро испаряться, всё просто. Это вкусно, вот смотри, — я взял второй комплект «биотоплива» и надкусил край: «Правда, вкусно! Ешь!»

— Ладно, очень кушать хочется, а руки всё равно мыть нечем. Да и неизвестно ещё — чьи бактерии и микробы страшнее, наши, конечно, мне роднее, мой организм к ним уже привык и врачи знают как лечить дизентерию. А с вашими они еще не сталкивались. Иди сюда, невиданное кушанье, дай-ка я тебе попробую!

Это было непостижимо — она ест и разговаривает! На это раз, кажется, с едой... Вот это да! мне такое в голову не приходило. Колобок, он, конечно, тоже еда, как выяснилось. Но до Лисы этого некто не знал, поэтому все с ним разговаривали, а эта девочка, она как Лиса. Понял, надо быть настороже с ней.

— Так как тебя зовут?

— Извини, я не понял вопроса.

— Имя у тебя есть? Как к тебе обращаются?... А действительно это вкусно.

— Нет. У меня нет личного имени, оно и не нужно. Я — Человек, и «это звучит гордо», — добавил я понравившуюся в литературе фразу, — когда кто-то хочет ко мне обратиться, он окликает меня внутренним голосом, ультразвуком, так как мой организм реагирует на определенную частоту импульса, я понимаю, что это обращение ко мне. Вот, видишь, кодировка на кармашке, она у меня есть на всей одежде.

— А как тебя дома называют? Неужели мама пела тебе колыбельные песни ультразвуком???

— Дома? Мама? Ты о чём? Я живу в интернате, с другими детьми моего возраста. Да, женщина, моя биологическая мать, выполнила свою обязанность перед обществом и родила меня. Но моим воспитанием с рождения занимается государство. Женщины уже давно добились равных прав с мужчинами, и никто не вправе отвлекать их от творческой жизни. Я не знаю даже как она выглядит... да и неинтересно. А колыбельные звучат в вирте для всех малышей, роботы-воспитатели тщательно следят за этим.

— Маму не знаешь — это плохо. Мама любит своего ребенка. А ... как же папа?

— Я не вдавался в вопросы физиологии, но проблем в репродуктивной медицине не возникает, насколько мне известно, хотя, говорят, бывают и любовные связи, но способ оплодотворения никак не сказывается на генные модификации, в первом случае даже можно подобрать более удачную комбинацию.

— Какой ужас... мне жаль тебя. Если ты не знаешь родителей, значит, про дедушек и бабушек даже не слышал. У меня одна бабушка строгая, многого мне не разрешает делать, но зато печет очень вкусные пирожки, а вторая просто замечательная — с ней можно всё, но только вместе с ней — в походе за ней не угонишься. А вот на дискотеку больше не хочет! А дедушки у меня какие! Они оба — как «живая энциклопедия», только в разных разделах! Знают очень много интересного и готовы рассказывать о неведанном и непознанном сутками. Они мне и про путешествия шаманов по древу Познания рассказали. Но, так они между собой постоянно спорили — кто точнее знает — я, кажется, что-то недослушала, или сделала не так... поэтому вот тут и очутилась, — на ресницах опять засверкали слёзы.

— А КАК ты тут очутилась, ГДЕ ты была до момента, когда увидела меня? — мне очень захотелось ей помочь. Да и просто стало интересно: как в сказке — дерево Познания, путешествия по мирам.

— Хм... КАК... хотела бы я это понять. Я взяла у деда бубен, совсем такой же, как этот, он привез его из какой-то экспедиции по Сибири. Тогда там были сильные пожары, дедушка молодой еще был и кого-то там спас. Этот бубен ему вручили как Дар, в благодарность. Сказали, что он спас Род от вымирания. Бубен всегда висел на стене у него в кабинете. Когда было грустно, или трудно, или одиноко, дед брал его в руки, тихонько постукивал ладонью — со стороны казалось, что они шепчутся о чём-то, разговаривают. Я как-то попросила бубен для постановки сказки в школе, но дед не дал свой, сказал, что это не игрушка. Он просто ушёл в свою мастерскую и сделал мне маленький бубен, простой, без рисунков. Тогда-то и рассказал, что просто так бить в любой бубен нельзя — звук бубна, ритм определенный... как он говорил-то? Сейчас точно вспомню... в общем, это влияет на подсознание человека и может вызвать разные реакции, в зависимости от наполненности энергией бьющего в бубен, и восприимчивостью окружающих. Вот! Ты понимаешь?

— Несовсем, но я стараюсь (вспомнилось, что сам не бил в бубен, хотя иногда очень хотелось, значит, я поступал правильно). Продолжай же, пожалуйста.

— Есть определенные ритмы... их используют шаманы, туно, ворожеи, в общем, все знающие люди, которым открыты тайны подсознания. Дедушки говорили, что ученые и музыканты их тоже знают. Тут всё сложно, но что я поняла — если ввести человека в транс волнообразной ускоряющейся и замедляющейся дробью, а потом будет резкий звук — как сигнал, как гонг, и ритм ног бегущего человека — можно (если ты «видишь», способен видеть перед собой огромное Мировое древо с норой под корни, или дуплом, до которого можно долезть) попасть в мир предков или потомков... Понимаешь! Это же фантастическая машина будущего под рукой!... вот я туда и запрыгнула. Дедушки, когда спорили — дупло там или нора — неосознанно отбивали дроби. Я их записала на диктофон, а потом, когда осталась одна, убрала с записи голоса и прослушала то, что получилось на полный звук в наушниках. Последнее, что я помню — дупло было совсем невысоко, я легко подтянулась и... полёт... страх... восторг... я не поняла... много света... лес вековой... водопад Ниагарский ... хотя рядом пруд, совсем как в Ижевске ... Но самое смешное — я с лёту врезалась в какого-то Змея Горыныча! Кто из нас больше испугался, интересно? Явно, я всё же... В общем, тут я услышала, что меня зовут и побежала.

— Как побежала? Ты же сказала, что летела.

— Не знаю. Резкий звук, как окрик... и дробь шагов бегущего человека... и я тут.

— Да, бубен упал неожиданно и с большой высоты. Звук был сильный. Он покатился, а я побежал за ним. А ты подумала, что это тебе подали сигнал к возвращению? Да! Гипотеза логична и ... так похожа на правду, что хочется ее проверить. Давай тебя снова введем в транс! хотя нет! А ты чего испугалась? Но я же тоже туда хочу! Давай-ка лучше ты стучи, а я отправлюсь познавать МИР!

— А если это не так работает? А что я тут одна буду делать? Я домой хочу! Да и дед уже точно волнуется.

— Слушай, а кто это — ДЕД? Дед и баба должны вместе жить — это все знают. Но ты вот всё дед да дед. А про бабу не рассказываешь. Хотя, про золотую бабу я сам знаю. У твоего деда она есть?

— Ты шутишь?! я не понимаю, когда ты серьезен, а когда смеешься. Про «Золотую бабу» — идола в смысле, или святыню, это как посмотреть, я тоже знаю — в оврагах под Быргындой пол-лета её семьёй искали! Как раз один из дедушек очередную байку услышал — но так и не нашли. В общем, дедушка, или дед, это муж бабушки. А вместе они — родители папы или мамы. Старшее поколение каждой семьи — родители родителей. Так понятно? Ни к каким бабам из золота они отношения не имеют.

Передо мной открывался какой-то непонятный мир отношений (хотя рассудок всё же отметил тот факт, что Быргында — это правильное место поиска).

— А у нас упразднили институт семьи. Родителей стимулируют к тому, чтобы они отдавали детей в современные интернаты, где детей должны обучать в рамках новой системы ценностей роботы-воспитатели. И знаешь... я был уверен, что это правильно.

— А сейчас что? Уже не уверен?

— Не знаю. Ты говоришь о своей семье как-то ... вдохновенно... восторженно, но тепло... Мне сложно подобрать эпитет.

— Почему сложно? Я люблю свою семью, а мои родные любят меня. Всё просто! Миром движет любовь!

— Это лишний элемент эмоций, рудиментный. Он вызывает много ненужных тревог и проблем. Его уже искоренили, точнее, почти искоренили из современной жизни. Вычеркнули из памяти и оставили на задворках истории. Столько слёз люди пролили и драм пережили из-за какого-то пустяка. Уму не постижимо! Человек не должен не к кому и не к чему привязываться, он должен быть свободен в полном смысле этого слова. Вот смотри — я готов идти в НЕИЗВЕДАННОЕ для ПОЗНАНИЯ. А ты — домой хочу! Ты несвободна, над тобой нависает тень семьи и не отпускает никуда!

— Хочу заметить, что дома сейчас ты, а я — пришелец из тобой НЕИЗВЕДАННОГО, мной уже познанного. Хватит ерунду городить, пойдем лучше на воздух, я хочу посмотреть на свой Ижевск через 200 лет.

Хорошая мысль, — не смотря на обиду, мне пришлось согласиться с этим аргументом.

Подростки вышли во двор музея — история тут, кажется, застыла навсегда — море одуванчиков на зелёной глади нескошенной травы, бабочки, пчёлы, задиристые воробьи, важные голуби ... и вдруг глаза Ани округлились...

Не оглядываясь, я понял, кто попал в поле её зрения — на подлёте знакомый дракон-перевозчик, я улавливаю ветер от его мощных крыльев, конечно, частенько именно в эти часы мы вели беседы на этой красивой лужайке, просто он меня увидел и планирует сюда.

— Фу-фу-фу, человеческим духом пахнет — заворчал только что приземлившийся приятель, причём сразу тремя головами, — Первый раз в жизни очень хочется произнести эту старинную фразу.

Признаюсь, что это определение меня удивило: «А как пахнет человеческий дух?»

— Ну... вот так, как она, — Дракон втянул в себя воздух со стороны Ани, — Дети, а откуда вы этот запах вытащили? Вскрыли какой-нибудь старинный сосуд? Или переодевались в старинные одежды? Я-то думал, что уже принюхался к запаху музея, а тут такой сюрприз. Чего молчите?

Молчание надо было срочно прервать, пока он не добрался до истины — в уме мелькнули бои Змеев Горынычей с богатырями на реке Смородине. Мы явно не воины и меча-кладенца у нас нет. Ох! Вот ведь! — я же еще утром мечтал сразиться с Драконом! И повод хороший: пусть Аня не принцесса, но она прекрасна, особенно тут, на солнце (оказывается она такая рыжая и солнечная)! Похоже, моё лицо растянулось в улыбке... Что я должен сказать в этой глупой ситуации, когда на меня уже смотрят с удивлением четыре пары глаз???

— А покатай нас — хотя бы один круг вокруг пруда — мы надышались пылью веков, надо набрать в лёгкие чистого воздуха!

— Это всегда — пожалуйста! Курс — на Воложку! Забирайтесь по крылу!

Я взял вовремя онемевшую Аню за руку, и потащил за собой на спину дракона: «Держись за меня крепче, чтобы не сдуло случайно!»

Мы взмыли в небо, внизу шумел лес, на горизонте пруд сливался с синевой неба... Красиво и спокойно... нет, не спокойно... что-то будоражило меня изнутри... Как сказал дракон? — «человеческий дух»... От нее, значит, он есть, а от нас, людей — его нет? Это смешно! Нет, не смешно, если обычный старый дракон увидел в девушке чужака, то что будет, если её увидят все остальные? Она действительно другая — в ней нет правильного рационального зерна.

Я точно знал, что оборотной стороной процесса рационального воспитания детей является процесс «переплавки» — расщепления всех и всего «неправильного» на генетический материал и создание улучшенной версии с изменением «греховных» генов. Именно люди, которые выросли после этих экспериментов, организовали то самое государство Рационалов, которое так нагло и продуманно разместилось сразу под четырьмя солнцами.

Но... Аня... как можно её расщепить?... она же ЖИВАЯ!... а я? Я живой? А меня можно?... голова стала пухнуть от вопросов... Меня обуяло острое желание сбежать обратно в уютный мирок Арсенала. Какое счастье, что в послеобеденные часы жители Удмуртии привыкли проводить в дрёме, и вокруг в небе никого нет.

«Как красиво и спокойно», — голос из-за спины вернул меня в действительность. Оказывается, держаться за меня можно не только руками, но и ногами, причем, только ногами, т.к. руки девушки были широко раскинуты наподобие крыльев.

— Только я не понимаю, где город? Только Арсенал и Вечный огонь среди клумб и леса! тут же должен быть самый центр, заводы, а такое ощущение, что за стенами Арсенала начинается тайга, куда дели мой дом? Где Пушкинская?? Где центральная площадь???

— Ты ошибаешься, зона таёжных лесов начинается севернее Воложки. А это просто территория заповедного парка. Смотри, это пруд, он питается водами Ижа, Подборенки, Селычки, других лесных речушек и родников. Разве можно их отравлять копотью труб и выбросами машин? Видишь — велосипедные и пешеходные дорожки, тренажёры, спортивные площадки. Физическая культура очень важна для гармоничного развития личности.

— Мне всё же кажется, что ты слишком подробно изучал труды Платона о государстве, так нельзя, все знают, что это утопия.

— А кто такой Платон? И что за труды? Я просто рассказываю о своей жизни и современном устройстве нашего города.

— Мы над Воложкой! Судя по теме беседы — вы уже отдохнули! Я думаю, что Платон это из истории — Платон мне друг, но истина дороже! — Дракон решил вступить в нашу беседу со своей вечной непосредственностью.

— Сократ... хотя, какая разница. Пора возвращаться... мне как-то не по себе, в музее было спокойнее — там ниточки истории связывали меня с домом. А тут — сказка какая-то наяву. Проснуться уже хочется.

— Хорошо, возвращаемся.

Весь наш полёт занял от силы минут 15, но я почему-то очень устал.

Благодарно кивнув дракону, я хотел сразу зайти в музей, но не тут то было. Осмелевшая Аня трогательно и нежно прощалась с новым знакомцем, причем с каждой из трёх голов в отдельности.

— Какой ты милый, хочется приласкать и почесать за ушком, но я не достаю до него. Спасибо за прогулку, и за Платона!

Вот теперь онемел дракон: за ушком его видимо никто никогда не чесал. В моих воспоминаниях тоже не было такого ощущения... Пауза затягивалась.

— Пойдём уже, дед же ждёт.

Мы вернулись в «наш зал», к бубну.

— Что будем делать?

— Отправь меня обратно, пожалуйста. Повтори ритм того, что ты отбивал ногами, когда бежал за бубном, но в обратном направлении. Я очень надеюсь, что дома уже спохватились и ищут меня. Мама или бабушки обязательно должны были обнаружить диктофон, лежащий не на месте. Когда я побежала к дуплу — наушники остались на мне, а диктофон отсоединился и упал на пол. А дедушки догадаются, что произошло, и будут по очереди звать меня. Ты ... сможешь мне помочь?

— А я? я останусь без путешествия?

— «Я» — это последняя буква в алфавите. Нельзя отказывать в посильной помощи ближнему. Когда ты поделился со мной обедом, объяснил механизм чуда моего попадания в ваш мир, защитил от принюхиваний дракона, ты вёл себя как настоящий мужчина... хотя... ты ведь не знаешь — кто это. Скажу понятнее — как настоящий рыцарь из сказки. Так оставайся им! ты так гармонично вписываешься со своим романтизмом в этот образ, что даже некие рационалистические рассуждения его не портят. Ну, давай же!

— А ... ты вернешься?

— Домой? Надеюсь! Пока живу — надеюсь! и верю...

— А сюда? Мы еще встретимся? я только-только ... ты действительно на принцессу похожа. Но я еще не всё понял, а если просто записать звук бубна и шагнуть вместе? Давай, а? я буду твоим рыцарем, а ты — моей принцессой в нашей сказке.

— .....

Что я сказал или сделал не так, как надо? Почему она молчит?

— Это твои крылья?

— Да ... Хочешь — примерь, или нет, на, возьми их себе. На память... сейчас я не буду рассказывать тебе принцип их действия, и у тебя точно будет повод вернуться. Я буду ждать тебя тут, раз в неделю, нет, всегда. Дракон был прав, ты пахнешь иначе, я настроюсь на волну «человеческого духа» и как только этот дух начнет пробиваться — буду прилетать сюда. Договорились?

— Мой рыцарь... Спасибо тебе! Это сказочный дар... и, если совсем честно, мне тоже не хочется прощаться навсегда. Но ты же сам говорил, что привязанность портит человека. Давай лучше встречаться вне наших миров — например, в кроне Древа мира. Что-то мне подсказывает, что ты не усидишь на месте, пока не убедишься в правдивости моих слов. Только помни, на ультразвук я не реагирую, кричи по имени — Ань! Договорились?... Долгие проводы — лишние слёзы. Пока, до встречи! Обними меня! а я — тебя. Ты настоящий друг!

Я взял в руки бубен... неохотно, понимая, что делаю это зря, начал разгонять тишину ритмичными ударами. Непонятное чувство охватывало меня всё сильнее и сильнее... быстрей... быстрей... быстрей... быстрей... бубен уже не кряхтел, он пел в моих руках! Казалось, что земля уходит из-под ног, а сам я взлетаю, причём без крыльев. Тусклые отсветы витрин стали свиваться в яркие разноцветные спирали, вокруг меня кружила большая золотая птица — Ань! не улетай, — хотел крикнуть я, но голоса своего не услышал. Стены рухнули, свет обрушился лавиной. Знакомое ощущение полёта и безмятежности. Аня тоже умеет летать! Она научилась управлять крыльями! Какая чудесная сказка! В ушах звучит «Вальс цветов» из «Щелкунчика»... или не в ушах... Но что это — там же нет барабана! Совсем посторонний звук!

— Опасно?! Ань, дай руку!.. Хорошо, что я рядом. Но что это?.. это тебя зовут? — откуда-то со стороны доносились четкие ритмы и женский голос — Ань, Ань ой!

— Нет, больше я не попадусь на мякине — улыбнулась девочка, — это явно Китай или Вьетнам отмечает новый год — Тэт — с драконами и барабанами.. а зовут не меня.. Anh или Anh oi — это обращение к старшему брату.. тоже, видимо, кто-то потерялся ... ты зачем со мной полез в дупло?

— Я не лез... я просто взлетел... следом за тобой...

— И что мы будем делать? Хотя, ты прав, вдвоём не страшно.

— Давай слушать... надо найти звук бубна.

Дерево — не дерево, но очень похоже на него — множество веток и огромный ствол.

— Знаешь, а мы зря вверх направились... нам надо вниз на 200 лет. Пойдем в обратном направлении.

Перелетать с ветки на ветку и прислушиваться к разным звукам оказалось интересным занятием — жизнь во всё своём многообразии оказалась цветастей утренней радуги над водопадом.

— А почему тут так много зеркал, кругом наши отражения — прямо Зазеркалье какое-то?

— А это мы в Азии... или в России — тут всегда зеркалами от чужаков защищаются.

— А разве медуза Горгона жила в Азии? она же ужаснулась, увидев своё отражение в щите? Греция где находится?

— Хм. Я бы отнесла греков по складу жизни к азиатам, хотя в моём времени — они — европейцы.

— А как ты делишь людей? Почему греков-европейцев ты относишь к азиатам?

— Не знаю... просто греки... количество мифов или сказок у них просто зашкаливает! А европейцы, люди с западным прагматичным складом мышления — вот какие ты знаешь мифы и сказки Запада? Только не надо говорить про Красную шапочку и Кота в сапогах. Это авторы придумали, а не народ сложил.

— А языки каких народов ты знаешь? Мне кажется, чтобы знать сказки народа, надо уметь понимать язык народа. Или слепо доверять переводчикам. Вот это чья сказка летит? — совсем близко от нас пролетала стая уток, две из которых несли в клювах небольшой прут, на котором кто-то висел.

— Опять прав — если это черепаха — то восточная, а если мальчик-лилипут — то западная, ну, а если лягушка — то точно наша, российская. Ой, снег пошел.

— Это не снег, это Хозяин неба перину свою трясет.

— Или Торум со своей женой ругается, заячью шубку её выкинуть хочет.

— Вот видишь, не зря семьи у нас не надо создавать — ругаться не надо будет.

— Тогда и снега не будет.

— А зачем он? Лишние экономические расходы.

— А с горки покататься... а снеговика слепить, а сосульки... они красивые...

— Идешь в зал досуга, устанавливаешь желаемый климатический режим — и лепи что хочешь... но что это? Слышишь? Дятел? Или топор-саморуб? Летим скорее!

— Ковёр кто-то выбивает по старинке... или дождь стучит по ведру — монотонно как-то...

Удары становились всё отчетливее. Нырнув на звук в гущу ветвей, мы попали в снежный сугроб. Темно. Звездное небо над головой. Небольшая деревня. Сторож с колотушкой в дозоре! Промахнулись лет на 200.. давай обратно!

Как хорошо, что мы своим полётом спугнули старика, он явно принял нас за нечистую силу, регулярно наведывавшуюся в деревню на Святки. Сам того не замечая, дед не только крестился, но и с удвоенной скоростью стал выдавать ритмы на своём нехитром инструменте. В общем — мы выбрались... повезло.

— Больше нельзя так рисковать, надо прислушиваться более тщательно.

— Кстати, это тоже был ДЕД... чей уж не знаю, но по возрасту очень дед почтенный — борода вся седая.

— Эх, жаль не познакомились. Почему раньше-то не сказала? Я бы представился, побеседовали бы.

— Сам-то веришь? Он принял нас за бесов. Хорошо, что ноги унесли. Послушай... ты обещал научиться находить меня по запаху... а мой дом ты найти по нему не сможешь? Прямо сейчас.

— Не по запаху, а по духу. Это разные понятия... долго объяснять, всё равно не поймешь. Да, давай попробуем.

Я закрыл глаза и попытался сосредоточиться, как перед входом в окно телепортации — почему-то захотелось протянуть руку и открыть дверь... что я и сделал.

— Бубен! это звук бубна! Как это у тебя получилось? Пойдём к нам! Я тебя познакомлю со всей семьей!

— Получилось?!.. так легко! Надеюсь, это не случайность, хотя любая случайность может оказаться сестрой закономерности. Итак... я научился находить дверь в твой мир! Теперь я должен вернуться в свой. Беги... Теперь я спокоен — я точно знаю, что мы еще обязательно встретимся!

— А как же ты? Как ты вернешься?

— В день САМПО, чтобы не задержаться в Вирте дольше разрешенного, я ставлю метроном... он начинает отсчитывать время от луча вечернего солнца, попавшего на прибор под углом 45 градусов. Я должен успеть. Обними меня! А я тебя! всё просто! Миром движет любовь!

Я люблю тебя! — эхо двух голосов раскатилось по всей Вселенной, передав ей новый импульс Жизни.

— Внученька, что случилось? Почему ты уснула на полу? Всё в порядке?

— Ой, деда! Как я тебя люблю!

— И я тебя! вставай! Самовар закипает, будем пить чай с плюшками! Все уже собрались в гостиной, а тебя не дозваться, пришёл вот будить.

— А долго я спала?

— Нет.. мы только партию в шахматы с Иванычем сотворили, а бабули пироги настряпали. До этого то ты вроде с нами про бубны беседу вела. Мы так и не пришли к консенсусу, но разговор был интересный. Под него что ли сомлела? Пойдем, семья должна собираться вокруг самовара в полном составе.

После чая Аня вернулась в комнату деда. Аккуратно взяла бубен, огладила деревянный обод, чуть тронула расписную кожу... Теплый, как живой.

— Ань, ты тут? Я забыл спросить... А зачем чесать дракона за ушком?

— Просто так! Ты за крыльями? Как ты в интернат доберешься?

— Дракон не улетел, он так и сидит во дворе... тоже про ушко думает... До завтра! Пусть тебе приснится сказочный сон, моя принцесса!

— Спасибо! И тебе, мой рыцарь!

А ведь и правда — вся наша жизнь — воплощённая сказка!